Эссе на тему: «Учитель и ученик растут вместе»
Двадцать первый век. Век информационных технологий и неудержимого
прогресса. Новейшее время диктует современные требования для поиска тех или иных сведений, необходимых человеку. И образование не стоит на месте. Сейчас любой желающий может начать обучение при помощи разнообразных Интернет-ресурсов,
которые развиваются каждую секунду. Школа семимильными шагами вступает в эпоху цифровизации и гуманизации, формируется инновационная образовательная среда. Повышается роль социально-гуманитарных дисциплин.
А потому встает довольно актуальный вопрос: «Какова роль учителя сегодня, если на просторах сети есть необходимые материалы и средства для самообразования?».
На мой взгляд, цифровизация образовательного процесса содержит в себе как положительные, так и отрицательные стороны для развития обучающихся. Бесспорно, нынешний мир призывает следовать за последними тенденциями в образовании и любыми способами облегчать получение знаний. Однако стоит ли полностью заменять живое общение с педагогами на искусственный интеллект, которому не присущи человеческие чувства и непонятен спектр эмоций ребёнка? Разве поток бушующей и постоянно обновляющейся информации наставит на путь истинный? Даст ли он добрый совет, поможет ли в совершенствовании индивидуальных качеств будущих личностей или порадуется за их достижения?
Да, вопросы не из лёгких, но и ответы на них не так очевидны, как может казаться…
Всестороннее развитие школьников в качестве индивидуумов зависит не только от того, в какие образовательные и воспитательные формы они будут погружены, но и в большей степени от того, в какой социум они попадут. И потому нам, учителям, следует помочь найти детям свое предназначение в жизни, показать, что их верными друзьями должны быть духовность и нравственность, а взаимопомощь — неотъемлемая
часть хороших отношений с окружающими. Не забудем про целеустремлённость, подталкивающую к совершению личных «подвигов».
В школе дети проводят много времени, а следовательно, и взрослеют у нас на глазах. Но растем ли мы вместе с ними? И что значит для меня: «Расти вместе с учениками»?
Ответить на этот вопрос практически сразу невозможно. Безусловно, чтобы увидеть свой рост, нужно перелистать страницы моей педагогической жизни и вспомнить, как я пришла в профессию «Учитель».
Учитель… Так и хочется процитировать вслед за этим словом пару строк из поэмы великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин»:
«…Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось…»
Слова, сказанные поэтом о Москве, в моем восприятии отражают значимость профессии «Учитель». С самого детства моей сокровенной мечтой было стать учителем, помогать ребятам в изучении увлекательных тем и быть им опорой. Я стала
посещать занятия в музыкальной школе по классу аккордеон. С тех пор волшебный мир музыки – часть моей жизни. По окончании общеобразовательной школы я решила поступить в Астраханский музыкальный колледж имени М.П. Мусоргского. Скажу честно, не ожидала, что смогу пройти главное испытание – мастерство исполнения музыкальных произведений. И каково было мое удивление, когда в списке
поступивших увидела свою фамилию. Судьба была благосклонна ко мне!
Студенческие годы, наполненные яркими событиями, пролетели в один миг. Прекрасные педагоги научили меня идти через тернии к звездам. Благодаря знаниям, переданным ими, началось мое дальнейшее продвижение к любимой профессии. По стечению обстоятельств работать я пришла в родную школу.
Я – учитель! Учитель музыки! Как гордо это звучит. Моя мечта сбылась!
Однако, столкнувшись с реальностью, я поняла, что детские грезы не всегда безоблачны. Первые уроки — чересчур сложные испытания. Иногда мне даже казалось, что я — гадкий утёнок из одноименной сказки Ханса Кристиана Андерсена. Подспорьем в нелегком начинании стал мой учитель и наставник – Горбачев Александр Михайлович. День за днем, год за годом он делился своим опытом, который я с удовольствием перенимала. И ко мне пришло осознание, что педагог — это тоже ученик, который развивается и растет вместе со своими обучающимися.
Так как уроки музыки проходят в параллели со 2 по 8 классы, мне виден интеллектуальный и личностный рост каждого ребёнка. Для этого я использую метод наблюдения, анализирую и подбираю индивидуальную траекторию обучения на протяжении всего учебного процесса.
В педагогической работе я выделила следующие важные задачи: показать ученикам необыкновенную планету творчества, приоткрыть завесу мистерий, познакомить с чудесными работами искусных мастеров.
На протяжении многих лет музыкальное образование России, несмотря на новые программы, разработки и ФГОС, основывается на художественно-педагогической концепции музыкального воспитания Дмитрия Борисовича Кабалевского. В ней он впервые выдвинул в качестве цели школьного предмета «Музыка» формирование музыкальной культуры, провозгласил принципы преподавания музыки как живого
образного искусства. На концепции Кабалевского базируются программы, разработанные следующими авторскими коллективами, которые я активно использую на своих занятиях: В.В. Алиев, Т.И. Науменко, Т.И. Кичак, Е.Д. Критская, Г.П.
Сергеева.
Современные образовательные стандарты дают возможность учителю выстраивать свою рабочую программу, используя разные учебно-методические комплекты, образовательные электронные платформы. В нашей школе проходит эксперимент по внедрению Персонализированной модели образования «ШЦП». Эта
платформа расширяет кругозор школьников, раскрывает иные возможности изучения предметной области. Также платформа позволяет улучшить качество образования детей, имеющих особенности здоровья, и общение с ними.
Таким образом, объединяя различные виды деятельности, я помогаю познать ребятам музыкальное искусство через тесное вплетение межпредметных связей. Это позволяет «активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов».
Сложная ситуация в мире из-за эпидемии коронавируса внесла свои корректировки в организацию учебной деятельности. Мы столкнулись с проблемой введения дистанционного обучения. Многие дети справились с организацией своего онлайн-обучения лучше, чем их учителя. И вновь педагог начинает усердно учиться! Здорово, когда тебя выручают твои же ученики. В такие моменты понимаешь, что знания, которые нужно передать будущим поколениям, ты получаешь вместе с ними.
И вот передо мной сидят удивленные мальчишки и девчонки. Однако важна ли
им структура программы или положения? Конечно, нет! Ребят следует увлечь в достаточно объемную и сложную тему, следует донести до них всю неисчерпаемую красоту музыкального искусства. А потому вновь и вновь возникает вопрос: «Как найти то главное, что заложено в сути музыкального образования?»
Я нахожу ответ на этот вопрос вместе со своими учениками и воспитанниками вокального ансамбля «Затейники», руководителем которого являюсь: рассказывать искренне, от сердца, вкладывая любовь, обращенную к детям и музыке, слушать и исполнять произведения, способствующие пробуждению в человеке не только самых
светлых, добрых чувств, но и доброжелательности, сострадания. А внедрение современных технологий, делающих урок интерактивным и захватывающим, поднимает качество образования на новый уровень, что позволяет в полной мере посвятить учащихся в таинственную природу музыки.
Мы знакомимся с музыкальным произведением путем его прослушивания и изучения краткой истории создания, смотрим соответствующие теме видеоматериалы на образовательных Интернет-ресурсах, обсуждаем и делаем выводы, решаем музыкальные кроссворды и тесты, составляем синквейны. А жизни замечательных композиторов проходят перед нашими глазами сквозь призму звуков и мелодий их
бессмертных творений.
Мы познаем азы музыкальной грамоты и вокального мастерства. Песни и их совместное исполнение сближают, создавая довольно уютную атмосферу в классе. Недаром говорят, что песня – спутник в жизни человека. Это тот жанр, что доступен
каждому, так как голос – музыкальный инструмент – с нами денно и нощно.
Мы мечтаем и размышляем о будущем, вспоминаем вековую историю необъятной Родины. Вместе работаем над проектами, рассказывающими о героическом прошлом и настоящем нашего народа и страны, потому как тематический материал предмета «Музыка» обширен и многогранен. Каждая проектная работа и урок раскрывает перед ребятами новые возможности восприятия и понимания материала.
Выступления на интеллектуальных и творческих конкурсах показывают развитие навыков и способностей каждого ребенка, их достижения — это и мой профессиональный рост, их неудачи — это и мои поражения, которые стимулируют
находить другие методы работы для выявления и искоренения найденных проблем.
А какое это сказочное ощущение – видеть в конце занятия счастливые лица детей, которым пришелся по душе мой урок. Я жду с нетерпением новых встреч, чтобы продолжить учить тому, чему учусь сама!
Время идет. Нет. Время неумолимо несется вперед. Вот уже за парты садятся дети моих выпускников, и мы вновь начинаем погружение во вселенную искусства. Открывая новые миры, мы вместе взращиваем семена добра, любви и света!
А как иначе? Ведь я – учитель, который всегда растет вместе со своими учениками!